Виртуалистика 
Аретея 
   Университет Виртуалистики и Аретеи 2003 
   Программа Школы 2003 
   Школа виртуального управления - c 2005 
   Выездная школа виртуалистики 2008 
         От руководителя Школы 
         Виртуалистика в ИЧ РАН (М. Пронин) 
            ЦВ ИЧ РАН в 1991-2001 гг. 
            ЦВ ИЧ РАН в 2002-2004 гг. 
         План вводных лекций - М. Пронин 
         Эгосоматическая медицина (Г. Юрьев) 
            Эгосоматическая медицина (продолж.) 
         План вводных лекций - Г. Юрьев 
         Приложение 1. О 1-й школе Вирт-ки 
         Приложение 2. Мини хрестоматия 
         Приложение 3. Спецкурс Н. Носова 
         Прил-ие 4. Хроники Виртуалистики 
         Приложение 5. Open Space 
   Выездная школа Виртуалистики - 2009 
   О нашем сайте (Навигатор) 
   VTV (Off Line TV) 
Сообщество 
Виртуальная жизнь 
Виртуалистика в жизни 
подписаться
отписаться


 Аретея > Выездная школа виртуалистики 2008 > От руководителя Школы

От руководителя школы виртуалистики: введение в замысел (М. А. Пронин)//

Пронин М. А., Юрьев Г. П. Введение в виртуалистику: Учебное пособие / Под ред. М.А. Пронина (отв. ред.), А.В. Захряпина, Е.В. Мочалова / Мордовский гуманитарный институт. – Саранск: Типография «Рузаевский печатник», 2008. – С. 7 – 14.- (Тр. Иссл. группы «Виртуалистика». Ин-та философии РАН. Вып. 28).

Скачать!

ОТ РУКОВОДИТЕЛЯ ШКОЛЫ ВИРТУАЛИСТИКИ:
ВВЕДЕНИЕ В ЗАМЫСЕЛ

 

Наша школа создана в помощь будущим коллегам, желающим освоить виртуалистику – естественнонаучный, парадигматический подход, развиваемый с 80-х годов XX века.

Настоящее пособие следует рассматривать не только как дидактический материал к школам виртуалистики, которые вскоре должны пройти «на выезде» - вне Москвы, - сколько как навигатор в пространстве виртуалистики, как лоцию для всех желающих попытаться освоить виртуалистику самостоятельно.

Родоначальник виртуалистики (того ее направления, что представлены в Школе и настоящем пособии) и основатель Центра виртуалистики Института человека РАН (ЦВ ИЧ РАН) - Николай Александрович Носов (1952-2002), а мы его ученики, последователи и соратники.

Практическая часть виртуалистики называется аретея.

 

* * *

 

Для обыденного сознания термин «виртуальный» чаще всего ассоциируется с распространённым понятием  «компьютерный». Это лишь отчасти верно, но не более того, потому что компьютерную виртуальность создала и продолжает совершенствовать естественная, природная виртуальность человека. Более того, без естественной виртуальности человека техническая не смогла бы действовать.

Заметим, немного забегая вперед, - при попадании в виртуальные состояния (в виртуал) обыденное сознание блокируется. Как, впрочем, и любое другое (имеем ввиду и виртуалиста) при силе выраженности виртуала 3-й степени.

Виртуалистика сегодня сфокусирована на решении фундаментальных теоретических проблем установления онтологической структуры внутреннего пространства человека: как бы мы его не называли - психологическим, антропологическим, духовным, субъектным и т.д., и т.п. Для обыденного сознания в качестве объекта исследования можно указать добродетель человека.

Виртус (virtus, лат.) - особое состояние силы, доблести и мужества у воина в бою или - добродетель. Виртуоз - однокоренное слово, как родовое определение добродетели человека. Видовые проявления добродетели - харизма для мужчин, и грация (неземная красота) - для женщин.

Сегодня наиболее развитые направления виртуалистики - виртуальная философия, виртуальная психология, медицинская виртуалистика, виртуалистика в управлении, в практической антропологии, педагогике. Есть и другие приложения.

Главные авторы-разработчики виртуалистики (в том понимании, что мы представляем в школе и в настоящем пособии) - Н. А. Носов, Т. В. Носова, Ю. Т. Яценко, О. Ю. Мартемьянов, А. Н. Михайлов, М. А. Пронин, Г. П. Юрьев, Я. В. Чеснов, В. Ф. Жданов, И. И. Силантьева и др. коллеги.

Перечень трудов ЦВ ИЧ РАН - это более 28 монографий и брошюр, не считая статей и тезисов докладов, по самому широкому спектру вопросов и проблем современной философии, медицины, психологии, педагогики, управления, истории, компьютерных наук и др. направлений современной науки.

Везде, где есть человеческий фактор - везде, где необходимо учесть особенности человек в системе деятельности, - виртуальный подход и концепт виртуального человека, разработанный виртуалистикой, могут быть применены.

Концепт виртуального человека, предлагаемый виртуалистикой, - один из возможных языков описания человека в постнеклассической науке.

 

* * *

 

Виртуалистика и практическая работа (аретея) с виртуальными объектами внутреннего пространства человека  (аретента) требуют специфической - специальной психической организованности человека-специалиста (аретевта).

Поэтому, как показывает наш опыт, вхождение в виртуалистику облегчается, если известны авторские установки разработчиков, и предложена оптимальная траектория ее первоначального освоения, во всяком случае, траектория, позволяющая избежать типичных обыденных заблуждений и типичных ошибок специалистов, полагающих себя готовыми к работе с виртуальной реальностью.

К сожалению, основной источник обывательских и профессиональных заблуждений и затруднений при освоении виртуалистики лежит в парадигматических структурах, которые большинством людей не рефлексируются. Во всяком случае, работа с ними требует специальной подготовки, высокой пост профессиональной зрелости, опыта работы в междисциплинарной проблематике. Но самое главное – опыта ломки своей собственной парадигматики.

Наскоком, походя – на старом багаже, – без специальных, целенаправленных усилий парадигматический барьер не преодолевается. Хотя, если быть объективными, он состоит из совокупности барьеров в реальностях телесности, сознания, личности, воли и внутреннего человека. Причем, преодолеваемых про принципу «все-или-ничего».

Школа и материалы настоящего пособия призваны помочь преодолеть  этот барьер. Упростить задачу вхождения в виртуалистику.

Как сказал кто-то из великих: «Просто - если знаешь как, но не значит, что будет легко».

 

* * *

 

Ваша задача минимум.

 

Узнать чем виртуальный подход отличается от других - «компьютерных», «очевидных», - подходов к пониманию виртуальности, виртуальной реальности.

Научиться понимать логику наших работ и рассуждений - рассматривая их в качестве парадигматических образцов.

Почувствовать проблематику виртуалистики - класс виртуальных объектов, близких к вашему опыту и области научных и/или практических интересов.

Пережить узнавание онтологических структур виртуальной природы в вашей профессиональной (жизненной) реальности - оценить адекватность языка виртуалистики вашим профессиональным (жизненным) запросам и сравнить с тем языком или языками, что вы уже знаете.

Убедиться в том, что вы с виртуальными объектами (состояниями) сможете или не сможете работать - «дано» вам это или нет.

Решить для себя «нужно ли вам это» - нужна ли вам виртуалистика. Иными словами,  решить для себя - стоит ли вам углубляться, стоит ли будущий результат предстоящих усилий: «ваше» ли это дело. Дело ли на всю жизнь.

Что может облегчить вашу задачу?

Знакомство с системными методами третьего поколения (Н. А. Малюта).

Личный опыт попадания и проживания ситуации (даже можно сказать - выживания) когда задача или проблема из вашей профессиональной области не укладывалась в ваши мировоззренческие установки.

Что можно ждать в качестве результата от достижения «задачи минимум»?

Прежде всего то, что вы сможете отличать обыденную, обывательскую, и виртуальную парадигмы. Интеллектуальные нагромождения обыденного сознания, каким бы высоконаучным оно ни было, от языка виртуалистики.

Если у вас это получается, то это означает, что введение в виртуалистику - введение в предмет, - вы освоили.

Минимальный эффект от успешного освоения виртуалистики (так сказать, на научно-популярном уровне, что, кстати, тоже не так просто) состоит в том, что человек перестает быть «социальным автоматом». На сколько такой эффект вас мотивирует – решать вам.

 

* * *

 

И, наконец, было бы не честным не предупредить, что сегодня пять миллиардов девятьсот девяносто девять миллионов девятьсот девяносто девять тысяч девятьсот человек на Земле спокойно себе обходятся без виртуалистики.

При всем при том, что «человек – виртуальная реальность» и «мир – виртуален». Так написано в «Манифесте виртуалистики» Н. А. Носова.

Чем же тогда виртуалист отличается от не-виртуалиста?

Уровнем осознанности и произвольности работы в виртуальном пространстве.

Многим ли это надо?

Пять миллиардов девятьсот девяносто девять миллионов девятьсот девяносто девять тысяч девятьсот человек на Земле спокойно себе обходятся без прыжков в высоту выше 2-х метров. Чемпион мира, взявший 2 метра 45 см – вообще один.

Так, что очередь из желающих попасть в виртуалистику не стоит.

 

* * *

 

Минимальные требования к будущему виртуалисту, вытекающие из всего выше сказанного.

Физическое, психологическое и нравственное здоровье.

Наличие чувства меры и чувства юмора.

Страстное желание.

Готовность пройти вводный курс (попытаться освоить его самостоятельно).

 

* * *

 

Теперь несколько слов об истории появления данного пособия и о самой выездной школе.

Настоящее пособие было подготовлено исследовательской группой «Виртуалистика» Института философии РАН (ИГВ ИФ РАН, руководитель М. А. Пронин) для проведения выездной школы «Виртуалистики и аретеи» в Саранске октябре 2008 года.

Координатор-организатор школы – А. В. Захряпин, к.ф.н., проректор по научной работе, руководитель Межвузовской лаборатории виртуалистики Мордовского гуманитарного института.

Соорганизатором выездной школы в Саранске также выступила кафедра философии для гуманитарных специальностей МГУ им. Н. П. Огарёва: заведующий кафедрой профессор Мочалов Е. В.

Цель школы и пособия пропедевтическая - введение в предмет, – помочь участникам сформировать необходимые парадигматические установки, облегчающие вхождение в пространство виртуалистики – в пространство нового теоретического знания и практических технологий; познакомить их с теоретической и практической сторонами виртуалистики - дать ключевые представление о ее языке и аппарате, исследовательском инструментарии и практических методах (представлены базовые методологические идеи).

Предложить вниманию слушателей и читателей краткий обзор научных трудов ИГВ ИФ РАН, как самостоятельного философского и научного направление фундаментальных исследований в области изучения виртуальных реальностей. Сформировать представление об истории развития виртуалистики в контексте подхода, созданного Н. А. Носовым (1952-2002) – основателем и создателем ЦВ ИЧ РАН – сегодня ИГВ ИФ РАН. Дать понимание логики истории виртуалистики как логики становления нового парадигматического подхода.

И, наконец, продемонстрировать теоретическую и практическую значимость фундаментальных результатов, полученных центром и группой - для медицины, психологии, педагогики, управления, философии, антропологии, естественно-научных и гуманитарных дисциплин.

Целевая аудитория школы и пособия – преподаватели, аспиранты, докторанты, молодые специалисты: врачи, психологи, социологи, менеджеры (управленцы), «компьютерщики», журналисты, философы, культурологи, лингвисты, юристы (восстановительная юстиция и преступные зависимости).

 

Программа школы, что запланирована в Саранске, состоит из трёх модулей:

 

Модуль 1. Двухдневный семинар – ведущие:

Пронин М. А. - руководитель Школы – к.м.н., старший научный сотрудник, руководитель Исследовательской группы «Виртуалистика», зам. заведующего отделом комплексных проблем изучения человека Института философии РАН;

Чеснов Я. В. – к.и.н., ведущий научный сотрудник Исследовательской группы «Виртуалистика» и отдела комплексных проблем изучения человека Института философии РАН;

Юрьев Г. П. – д.м.н., к.псхл.н., главный научный сотрудник Исследовательской группы «Виртуалистика» и отдела комплексных проблем изучения человека Института философии РАН, психотерапевт Поликлиники № 1 РАН.

Модуль 2. Третий день, первая половина дня:

Круглый стол «Теоретические и практические проблемы становления новых парадигматических подходов: от инакомыслия до парадигматических установок (революций)» - ведущий: Мочалов Е. В. - д.ф.н., профессор, зав. кафедрой философии для гуманитарных специальностей МГУ им. Н. П. Огарёва.

Круглый стол на указанную тему специально включен в программу школы. Виртуалистика – новый парадигматический подход. И как всякий парадигматический подход распространяется не легко, если не сказать, что с трудом. Поэтому обсуждение контекста, условий, проблем, возможностей, идей и пр. для создания благоприятного климата для инноваций, парадигматических нововведений – важная тема для понимания особенностей распространения виртуалистики.

Модуль 3. Третий день, вторая половина:

Конференция по технологии Открытое Пространство (Open Space) на тему «Я и виртуалистика: от знакомства к успешному освоению и использованию». Формат технологии позволяет участникам самим определить актуальную повестку конференции. Заметим также, что конференцию следует рассматривать как практический пример группового оператора работы с личными и организационными виртуалами. Ведущий конференции Открытое Пространство - Пронин М. А.

 

И, наконец, несколько слов об учебных пособиях – об учебном минимуме школы.

Для работы школы подготовлены два пособия: Я. В. Чеснова «Виртуалистика: философско-антропологический анализ» с аннотированным курсом лекций и настоящее - «Введение в виртуалистику».

Материалы, представленные ведущими школы, публикуются практически в авторской редакции – с сохранением стиля и специфики терминологического пространства каждой работы.

 

«Введение в виртуалистику» состоит из авторских разделов М. А. Пронина и Г. П. Юрьева с аннотированными курсами лекций и приложений.

В разделе, подготовленном М. А. Прониным, представлена краткая история становления виртуалистики - нового парадигматического подхода, развивающегося в нашей стране с 80-х годов XX века в рамках постнеклассической картины мира, основанного на идеях полионтизма и полионтологичности (т.е. множественности) любой реальности.

Им дан систематизированный обзор первичного феноменологического материала, введенного в научный оборот, теоретических разработок и наиболее важных результатов фундаментальных исследований виртуальных реальностей, полученных в ЦВ ИЧ РАН в 1991 – 2004 гг. Но обзор гораздо шире – он охватывает более чем 20-летний период разработок: от «до виртуального» периода таковых и до закрытия ИЧ РАН и начала работы ИГВ ИФ РАН; библиография обзора насчитывает более ста ссылок. Материал раздела восполняет человеческий – личностный пласт работы и жизни сотрудников ЦВ ИЧ РАН, прежде всего Н. А. Носова (1952-2002) – основателя и первого руководителя центра.

В завершении раздела приведен план вводных лекций, составленный М. А. Прониным, - «Пропедевтика виртуалистики и аретеи».

 

Ведущий школы Г. П. Юрьев подготовил краткое введение в эгосоматическую медицину – активно развиваемое им сегодня направление медицинской виртуалистики. Г. П. Юрьев – несомненный лидер в этой области.

Им же представлена учебная программа «Виртуалистика здоровья», направленная на раннюю первичную профилактику соматических заболеваний, зачатки которых формируются у детей с 11-16 летнего возраста в «проблемных» семьях. Дело в том, что семья по внешним критериям может считаться вполне успешной, отец и мать, бабушки и дедушки уверены в своей родительской правоте, а ребенок страдает. Страдания приобретают форму разнообразных нарушений в деятельности желудка, кишечника, желчного пузыря, легких (частые простудные заболевания), суставов, иммунной системы – она нарушается в первую очередь, разнообразных псевдоаллергий и других психосоматических нарушений. Как правило, это еще предболезнь. Она может «свернуться», и ребенок снова обретает здоровье, а может стать функциональной основой будущих серьезных заболеваний, таких как гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь 12-перстной кишки, нейродермит, экзема, бронхиальная астма, ревматоидный артрит и онкологические заболевания молодого возраста. Можно ли избежать указанных вариантов нездоровья и приобрести навыки телесного и душевного здоровья? Да, можно при условии специального обучения.

Программу Г. П. Юрьева, рассчитанную на самую широкую аудиторию, мы и приводим в настоящем издании. Естественно, что цикл лекций, предназначенных для подготовки специалистов (аретевтов) имеет существенные отличия, но настоящая программа имеет ценность и для них – как образец учебной программы для работы с пациентами (аретентами). Можно утверждать, что это научно-популярное введение в рассматриваемую нами проблематику.

 

Завершают пособие 6 приложений.

 

В первом приведено сообщение о работе первой школы Виртуалистики, что прошла с 1-го по 3-е июля 2002 года.

Сообщение подготовил один из ее участников – Ян Шередеко, тогда аспирант отдела теории литературы Института Мировой Литературы РАН. Сообщение в сокращенном виде было ранее опубликовано в Вестнике Российского философского общества. Мы приводим его полную версию из исторических и методических резонов.

Второе приложение - это мини-хрестоматия: пропедевтика виртуалистики представлена краткими цитатами, выписками их словарей, из трудов ЦВ ИЧ РАН и некоторыми специально подготовленными материалами.

Третье – программа спецкурса «Виртуальная психология», который Н. А. Носов читал в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова на факультете философии. Публикация подготовлена М. А. Прониным на основе личных и научных архивов Н. А. Носова.

В четверном приложении дана хроника основных событий возникновения виртуалистики и истории Центра виртуалистики ИЧ РАН.

В качестве пятого приложения публикуется статья Пронина М. А., посвященная технологии Открытое Пространство. Как уже говорилось выше – эта технология будет использована специально: в качестве рабочей модели для демонстрации некоторых идей виртуалистики – в качестве примера порождения организационного пространства (виртуала) со своими автономными законами, временем, возможностями и пр.

В заключительном шестом приложении А. В. Захряпин сообщает о работе и основных итогах первой международной научной конференции «Генезис категории виртуальная реальность», которая состоялась 15 февраля 2008 года в Саранске на базе Межвузовской лаборатории виртуалистики МГИ.

В конце книги приведен перечень изданий ИГВ ИФ РАН (ЦВ ИЧ РАН).

 

 

Руководитель школы «Виртуалистики и аретеи»,
руководитель исследовательской группы «Виртуалистика» и
заместитель заведующего отделом комплексных проблем изучения человека
 Института философии РАН
М. А.  Пронин

 

 

 

* * *

 

 

Сайт Исследовательской группы «Виртуалистика» Института философии РАН (в 1991-2004 гг. Центра Виртуалистики Института человека РАН): www.virtualistika.ru.

 

 

 

 

 

 

119992, Москва, Россия, Волхонка 14/1 строение 5, Центр Виртуалистики Института человека РАН



Разработано yans.ru