Виртуалистика 
Аретея 
Сообщество 
Виртуальная жизнь 
   Ресурсный центр 
      Библиотека 
   Новости-Обновления 
      Семинар "Виртуалистика" 
      Проекты 
      Технологии ВР 1995 
      Виртуальная реальность 1997 
      Виртуальная психология 2000 
      Виртуалистика 2001 
      1-ые Носовские чтения 2004 
      Виртуалистика 2005 
      IV Рос.философ.конгресс 2005 
      2-ые Носовские чтения 2006 
      3-и Носовские чтения 2008 
      Конф.Генезис категории ВР 2008 
      Филос.Вост.Единоборств-2010 
      4-ые Носовские чтени- 2010 
      Конструирование человека-2011 
      5-ые Носовские чтения-2012 
      6-е Носовские чтения-2014 
      1-я Конфененция памяти Я.Чеснова-2015 
      7-ые Носовские чтения-2016/17 
      2-я Конфененция памяти Я.Чеснова-2017 
      3-я Конфененция памяти Я.Чеснова-2019 
         Пролегомены 
         Словарные статьи 
            Виртуалистика 
            Виртуальная реальность (ВР) 
            Виртуальность 
            Психологическая ВР 
         Труды ЦВ ИЧ РАН 
            Словарь виртуалистики Вып. 7 
               Словник 
                  А - И 
                  К - С 
                  Т - Ю 
               Appendix 
            Не-виртуалистика. Вып. 12 
            Манифест... Вып. 15 
         Рефераты 
            Труды ЦВ 1990 - 2001 
            Н. Носов Вып. 18 
            Э. Асадуллин_Вып. 19 
            О. Анисимов Вып. 20 
            А. Михайлов Вып. 22 
            Я. Чеснов Вып. 23 
            Партитура виртуоза Вып. 24 
            Г. Юрьев и соав. Вып. 25 
         Труды ИГВ ИФ РАН 
            Медиц. и нов. технологии 
            Философ.науки 2007, № 8  
            Я. Чеснов Вып. 27 
            М. Пронин и Г. Юрьев Вып. 28 
            Я. Чеснов Вып. 29 
            М. Пронин Вып.34 
            М. Пронин Вып. 35 
         Статьи 
         Тезисы 
   Интернет-магазин 
Виртуалистика в жизни 
подписаться
отписаться


 Виртуальная жизнь > Новости-Обновления > 3-я Конфененция памяти Я.Чеснова-2019 > Рефераты > Партитура виртуоза Вып. 24

 

Партитура Виртуоза. Альбом виртуалистики и аретеи. Выпуск 1 / Под ред. М. А. Пронина, В. Ф. Жданова. – М., 2003. – 238 с. – (Тр. Центра виртуалистики. Вып 24).

Книга вышла из печати в Издательстве "Горячая линия - Телеком". 

и размещена на полке нашего Интернет-магазина.

Аннотация

«Партитура Виртуоза» – прямая и не двусмысленная постановка интересующего многих читателей вопроса о жизни  человека, преодолевшего технологические трудности освоения своей профессии. Что делать, чтобы сформировать мировоззрение художника и создать собственную философию? Что сделать, чтобы изменить свою внутреннюю жизнь и внешние ее проявления? Как иго неуспехов превратить во благо и как вынести с легкостью бремя свое?.. Интерес к тому, какие дороги в своем внутреннем пространстве проходит подмастерье на пути к мастерству – вот, что объединило авторов настоящей книги.

Знания, умения и навыки не исчерпывают профессионального компендиума Виртуоза. Конфликт между статусом режиссера-художника и человеком, обученным снимать кино, – очевиден. Как рождается художник – творец, человек свободный и в тоже время наделенный ответственностью и достоинством – об этом идет речь в настоящем сборнике.

Впервые в отечественном и зарубежном исполнительском искусстве профессиональное художественное мышление артиста рассматривается с позиции предмета общей теории исполнительства в рамках постнеклассической педагогики через призму виртуальной философии и психологии. Авторами формируется основание в построении целостной системы обучения артиста музыкального театра (дирижера, режиссера, хормейстера, балетмейстера, певца-актера, артиста хора, балета, оркестра). Книга может быть интересна широкому кругу читателей.

 

Содержание

Предисловие редакторов (В. Жданов, М. Пронин)

В. Ф. Жданов

Партитура исполнителя

М. А. Пронин

Виртуоз

И. Л. Андреев

 Танец с солнцем

Т. А. Букетова

Развертывание и обращение межтекстовых музыкальных полей видения и артикуляции в историко-культурных пространствах рубежа ХХ века

Ю. Г. Клименко

Игровая природа басни

И. И. Силантьева

 Виртуальное сознание персонажа (к проблеме психологического перевоплощения актера)

И. А. Скворцова

Стиль модерн и романтизм в русской музыкальной культуре рубежа ХIХ–ХХ вв.

Т. В. Смирнова

Виртуальная реальность исполнителя

Г. П. Юрьев

Виртуальная этика творчества

Ю. Т. Яценко

Алкоголь и творчество с позиций виртуалистики

Послесловие издателя

 

Предисловие редакторов

«Партитура Виртуоза» – прямая и не двусмысленная постановка интересующего нас вопроса о жизни артиста – человека, преодолевшего технологические трудности освоения своей профессии. Что делать, чтобы сформировать мировоззрение художника и создать собственную философию? Что сделать чтобы изменить свою внутреннюю жизнь и внешние ее проявления? Как иго неуспехов превратить в благо и как вынести с легкостью бремя свое?.. Интерес к тому, какие дороги в своем внутреннем пространстве проходит подмастерье на пути к мастерству – вот, что объединило авторов настоящей книги.

Сказать что личное и профессиональное в творчестве художника или любого специалиста «от бога» неразрывно связаны – ничего не сказать.

Разделить профессию на искусство, науку и ремесло – не облегчить ни себе, как педагогу, ни студенту, ни педагогическую задачу обучения профессии, ни становления в ней.

Знания, умения и навыки не исчерпывают профессионального компендиума. Конфликт между статусом режиссера-художника и человеком, обученным снимать кино, – очевиден. Как рождается художник – творец, человек свободный и в тоже время наделенный ответственностью и достоинством – об этом идет речь в настоящем сборнике.

В Альбоме серии «Искусство» впервые в отечественном и зарубежном исполнительском искусстве профессиональное художественное мышление артиста рассматривается с позиции предмета общей теории исполнительства, через призму «Виртуальной психологии» как основание в построении целостной системы обучения артиста музыкального театра (дирижера, режиссера, хормейстера, балетмейстера, певца-актера, артиста хора, балета, оркестра).

При всем многообразии исследований в области профессиональной деятельности исполнителя, традиционно не изучается «устройство» самого главного у артиста – его профессионального образного и речевого мышления (невербально-вербального интеллекта) – функционального органа восприятия, анализа и синтеза информации, ее интерпретации и воплощения.

Представленная в статье В. Ф. Жданова «Партитура исполнителя» созданная на основе модели (системы элементов и механизмов) профессионального мышления артиста, явилась итогом исследования научной и практической деятельности выдающихся мастеров Русской и Зарубежной музыкально-театральной культуры.

Есть желание, чтобы XXI век, стал веком ознакомления и введения данной методологии и методики, а также других, созданных на их основе, в систему музыкально-сценического образования. Этот путь от письменного к компьютерному варианту исполнительской партитуры. И как вершины – создание специальных репетиционных классов по «Моделированию художественного мышления исполнителя техническими средствами виртуальной реальности». Специальных аудио-видео-компьютерных классов по совершенствованию информационной емкости художественной (пластической, вокальной, инструментальной) речи.

Как известно, театроведение на современном этапе, укрепляясь в статусе науки, все больше опирается на семиологию в попытке заключить дышащее искусство театра в жесткую оболочку знака.

Исследование в театральном контексте феномена психологического перевоплощения исполнителя роли, проведенное кандидатом искусствоведения И. И. Силантьевой в работе «Виртуальное сознание персонажа», уводит от неумолимой конкретности знака в его противоположность – безграничную вселенную человеческого воображения благодаря новому «инструменту». Автор на новейшем фактологическом материале подтверждает, что виртуалистика как онтологический подход не только подтверждает научные возможности театроведческой дисциплины, но открывает перспективу исследования работы тончайшей материи творчества – психики, всего творческого пространства человека.

Исполнительская среда, рождаемая и воспроизводимая непосредственным мышлением и переживанием каждое мгновение творческого бытия, исключительно виртуальна, и высшее подтверждение тому – актуализация посредством константного сознания исполнителя виртуального сознания персонажа.

Практически все планы театрального мира в контексте виртуалистики обнаруживают свою природу, управляемую и моделируемую воображением.

Предлагаемая читателю статья М. Пронина «Виртуоз» рисует картину вхождения личности в мир творческой деятельности. Театральная тематика сборника послужила зерном в представлении различных диалогов: сказочных героев; автора с предпринимателем; С. М. Эйзенштейна с М. Штраухом; абитуриента (Г. Н. Чухрая) с председателем приемной комиссии ВГИК(а) С. О. Юткевичем; обывателей; неизвестного и маститого поэтов (С. Есенин); размышлений и разговоров с самим собой М. Чехова и С. А. Рачинского.

Диалоги раскрывают мир внутренней жизни личности, начальный путь познания себя и представление себя – другому, диалог с собой и представителями разных исторических эпох, с партнерами по жизни (единомышленниками и противоборцами).

Исходя из базового понятия Философии виртуалистики – virtus (добродетель), как в сказках, так и в жизни – множество типов личностей действуют, общаются, объединяются, узнают друг друга.

Я – добрая деятельность, жизнедеятельность созидания себя и окружающего мира.

Я – разрушительная деятельность, жизнедеятельность как саморазрушение, разрушение окружающего мира.

Отсюда следует:

Я – верю в свое признание, я люблю, то чем занимаюсь. Я надеюсь осуществить свою добрую цель в жизни.

Я – сомневаюсь, я ничему не верю, разрушаю свою веру в себя и других. Я ничего и никого не люблю. Я не надеюсь, что осуществлю свою цель. Живу, подчиняясь велению и требованию неугасимых инстинктов. Творческая энергия, энергия интеллекта работает на инстинкты. Обслуживает, украшает пищевой, половой инстинкт — инстинкт власти и, соответственно, агрессии и страха, привнося от всего этого миражи удовольствия.

Сочетание и борьбу доброй и разрушительной деятельности, сказочных, внеземных и реальных действующих лиц XXI века, порождающих Добро и Зло деятелей, мы видим как в художественных виртуальных мирах (различных видах искусств), так и реальной жизни.

И в связи с вышесказанным, проблема познание личности, ее образование, – как творческой личности, личности созидателя как никогда актуальна сегодня.

Освящению вопросов особенностей жизни и творчества художников слова – поэтов и виртуальной этике творчества посвящена работа Г. П. Юрьева.

Следующие статьи касаются вопросов воспитания исполнителя и исследования процессов формирования, овладения и совершенствования техники сценического мастерства.

В статье «Виртуальная реальность исполнителя» Т. В. Смирнова не только раскрывает виртуальную психологию с позиции психотехники артиста инструменталиста, певца, но главное, предлагает методику анализа сценической подготовки поступающих на вокальный факультет Московской консерватории и музыкального училища при МГК. Как показывают исследования – учащиеся, да и артисты – практики, часто не осознают и не задумываются какими мыслительными приемами они пользуются в процессе выступления на сцене, концертной эстраде.

Поэтому внедрение различных методик работы над развитием профессионального речевого и музыкального мышления артиста и, в частности, работы над литературным, музыкальным текстом – актуальная задача нашего времени.

Интересный и неожиданный аспект виртуалистики представлен кандидатом искусствоведения Ю. Г. Клименко в статье «Игровая природа басни».

Делясь опытом работы со студентами – вокалистами в рамках предмета «Основы мастерства актера», автор – преподаватель предлагает методику виртуального расширения игрового пространства, показывая бесконечные возможности варьирования подтекстов давно известных сюжетов, заманчивые перспективы фантазийного наполнения характеров.

Приведен и предложен к осмыслению значительный практический материал, заключающий огромный потенциал преобразования литературной плоскостной – константной реальности, зафиксированной в рифмованных строках басен – в реальную виртуальную, объемную, изменчивые параметры которой наиболее соответствуют многомерности театральной игры.

Но невзирая на профессиональный подход педагогов к вопросу воспитания артиста, стихийные и подсознательные процессы мышления, использование алкоголя как стимулятора «творческого вдохновения» в моменты сценического воплощения образа не редкое явление среди исполнителей. Об этом статья Ю. Т. Яценко. В конечном счете ее работа также о диалоге, о взаимодействии личного и профессионального в человеке.

Предлагаемый читателям сборник статей есть начало пути разработки новых методик воспитания артиста, но как известно, любая методика испытала ранее и испытывает в настоящее время эволюционные процессы.

Век информатики выдвигает проблему  рассмотрения артиста как специалиста в области восприятия художественной информации ее интерпретации и ее передачи зрителю – слушателю. И средством такой передачи является художественная речь исполнителя. Соответственно возникает проблема, которую стоит осветить в следующем сборнике. Она звучит следующим образом: Артист – создатель человеческих характеров разных эпох, стран, национальностей. «Инструментом» реализации выступает художественная (пластическая, вокальная, инструментальная) речь. Информационная емкость художественной речи артиста требует постановки вопроса о содержательном аспекте исполняемого произведения.

                И началом в раскрытии этого вопроса являются статьи Т. А. Букетовой и И. А. Скворцовой. Они предвестник того, что речь в последующих сериях должна пойти о «Содержании исполнительского творчества в целом», о содержательно-процессуальной стороне мышления артиста в образе персонажа той или иной исторической эпохи, страны и национальности. Художник как наследник культур, как современник той или иной эпохи в искусстве и художник как творец, начало нового направления – вот о чем идет речь в работах этих авторов.

                Смена стилей как смена реальностей в искусстве – предмет описания и анализа И. А. Скворцовой. Как один стиль – романтизм – рождает совершенно иной, но генетически связанный с ним, стиль модерна. Антитеза нового стиля представлена во всем многообразии и полифонии – в эстетике, в композиции, в понимании простоты или культе вычурности, во всем… Художник, человек ищет красоту, как, впрочем, истину и благо. Находит, отметает, снова ищет и обретает.

В ряду с этими авторами стоит рассказ И. Л. Андреева «Танец с солнцем». Это рассказ о диалоге культур, о диалоге мировоззрений и философий, диалоге миров со своим пониманием правды, красоты и блага.

В работе Т. А. Букетовой представлен процесс исторического развития цивилизации (научного и художественного творчества), формирования знаковой информационной модели мира – языковой виртуальной реальности – отражающей эпоху космизма.

                Именно, А. Н. Скрябин открыл эту страницу в музыкальной культуре в созвучии идей К. Э. Циолковского, Н. Ф. Федорова,

Л. Л. Чижевского. В частности, В. И. Вернадскому принадлежат справедливые слова, что «наука и искусство – два метода общения человека с космосом». Добавим, – и со своим внутренним пространством.

                Итак в путь, в мир новых познаний, добрых деяний!

В. Жданов, М. Пронин

 

Послесловие

Настоящее издание во многом знаменательно для виртуалистики и аретеи, для сообщества людей, связавших свою жизнь с виртуальной философией, наукой и практикой.

Мы впервые издаем коллективный сборник, коллективную монографию, посвященную специальной, отдельной теме: это новое направление в издательской политике Центра виртуалистики Института человека РАН (ИЧ РАН). До сих пор у нас выходили либо сборники тезисов наших конференций, объединяющие многих авторов и множество тем вокруг идеи виртуальности, либо монографии в узком смысле этого слова. Исключением можно считать книги Н. А. Носова и Ю. Т. Яценко – работа посвящена виртуальной природе алкоголизма, и Г. П. Юрьева и Н. А. Юрьевой «Виртуальная медицина: теория и практика триалектической аретеи».

Одновременно, в рамках Трудов центра виртуалистики появляется первая Серия, названная нами «Искусство». Рождение идеи Серий, а кроме предлагаемой вашему вниманию уже готовятся  выпуски «Педагогика и образование», «Виртуальная медицина и психология» и некоторые другие, – результат сотрудничества Центра виртуалистики ИЧ РАН с коллегами из других организаций. Получается так, что организационно – это новый этап в деятельности Центра виртуалистики ИЧ РАН.

В рамках Серий будут выходить самые разные работы (от монографий до сборников тезисов конференций), но начинаем мы с «Альбома виртуалистики и аретеи». Аналогичное издание в сфере медицины и психологии будет носить более традиционное для этих профессиональных сообществ название Атласа, что, кроме того, в большей степени соответствует целям и назначению такого издания. Форма Альбома, в отличии от Атласа, носит не мене точный, но скорее более свободный характер. Общий замысел последних состоит в следующем. Не претендуя, пока, на энциклопедичность, мы хотим выпустить несколько работ, объединенных пропедевтической идеей – идеей введения в предмет (искусство, науку и ремесло) виртуалистики и аретеи. Работ, включающих и одновременно раскрывающих парадигматический – философский, теоретический, феноменологический и практический пласты применения виртуалистики и аретеи в рамках какой-либо сферы деятельности или профессии.

Теперь, несколько слов об истории возникновения данного сборника. Возник он не случайно. Почти три года назад в анонсах будущих изданий нашего Центра Н. А. Носовым и В. Ф. Ждановым была заявлена монография с рабочим названием «Виртуальная психология искусства», но, как знают многие, 10 января 2002 года Н. А. Носов – основатель и первый руководитель Центра виртуалистики ИЧ РАН, скоропостижно ушел из жизни… Поэтому задуманное им реализуется сегодня в неожиданном, но вполне закономерном для нас виде…

Сама же тема сборника «Партитура Виртуоза» полагается нами архиважной вот почему. Во-первых, наша практика рецензирования работ, присылаемых к нам на отзыв, показывает, что большинство авторов не могут в достаточной степени ясно предъявить постнеклассический характер виртуалистики: описать субъектные миры художника, ученого или практика, не говоря уже о том, чтобы вскрыть свои собственные онтологические, аксиологические и гносеологические основания и, уж тем более, описать как они их смогли выстроить, как смогли сформировать и выстрадать свое собственное мировоззрение. Надеемся, что данная работа сможет послужить методическим и дидактическим примером в решении такого класса задач.

Во-вторых, тема Виртуоза в науке, педагогике, в практике, да и просто в жизни, давно назрела. Можно утверждать, что даже перезрела… Определение онтологического, аксиологического и гносеологического статуса человека в пространстве постнеклассического этапа науки и педагогики – коренной вопрос и потребность, обеспечивающие развитие последних. Представляемый читателю коллективный труд создает серьезный задел в решении данных вопросов в рамках виртуалистики и аретеи – одного из направлений постнеклассической науки.

В третьих, что также не маловажно с методической точки зрения для исследователей и авторов, работающих в рамках виртуальной парадигмы, в настоящем издании постнеклассический субъект рассматривается как на уровне теоретического знания, так и на уровне решения конкретных научно-практических (артистических, творческих, искусствоведческих, педагогических, конфликтологических, медико-психологических) задач. Иными словами, как на уровне парадигматических подходов, так и на уровне научно-практических программ решения проблемы комплексности – проблемы решения сложных меж- и постдисциплинарных проблем. От мировоззренческого, философского и теоретического уровней до технологически – методического и феноменологии.

Перечисленные три обстоятельства позволяют нам считать данную работу пропедевтической и одновременно дают нам надежду, что делают ее интересной, увлекательной и полезной для читателя, а значит, мотивирующей для занятия виртуалистикой и аретеей. На сколько авторам удалось решить эту сверхзадачу в настоящем издании – судить читателю.

 

* * *

 

Спасибо всем нашим авторам и всем, кто нам помогал.

М. Пронин,

ИО руководителя Центра виртуалистики

Института человека РАН

# # #

119992, Москва, Россия, Волхонка 14/1 строение 5, Центр Виртуалистики Института человека РАН



Разработано yans.ru