Виртуалистика 
Аретея 
Сообщество 
Виртуальная жизнь 
   Ресурсный центр 
      Библиотека 
   Новости-Обновления 
      Семинар "Виртуалистика" 
      Проекты 
      Технологии ВР 1995 
      Виртуальная реальность 1997 
      Виртуальная психология 2000 
      Виртуалистика 2001 
      1-ые Носовские чтения 2004 
      Виртуалистика 2005 
      IV Рос.философ.конгресс 2005 
      2-ые Носовские чтения 2006 
      3-и Носовские чтения 2008 
      Конф.Генезис категории ВР 2008 
      Филос.Вост.Единоборств-2010 
      4-ые Носовские чтени- 2010 
      Конструирование человека-2011 
      5-ые Носовские чтения-2012 
      6-е Носовские чтения-2014 
      1-я Конфененция памяти Я.Чеснова-2015 
      7-ые Носовские чтения-2016/17 
      2-я Конфененция памяти Я.Чеснова-2017 
      3-я Конфененция памяти Я.Чеснова-2019 
         Пролегомены 
         Словарные статьи 
            Виртуалистика 
            Виртуальная реальность (ВР) 
            Виртуальность 
            Психологическая ВР 
         Труды ЦВ ИЧ РАН 
            Словарь виртуалистики Вып. 7 
               Словник 
                  А - И 
                  К - С 
                  Т - Ю 
               Appendix 
            Не-виртуалистика. Вып. 12 
            Манифест... Вып. 15 
         Рефераты 
            Труды ЦВ 1990 - 2001 
            Н. Носов Вып. 18 
            Э. Асадуллин_Вып. 19 
            О. Анисимов Вып. 20 
            А. Михайлов Вып. 22 
            Я. Чеснов Вып. 23 
            Партитура виртуоза Вып. 24 
            Г. Юрьев и соав. Вып. 25 
         Труды ИГВ ИФ РАН 
            Медиц. и нов. технологии 
            Философ.науки 2007, № 8  
            Я. Чеснов Вып. 27 
            М. Пронин и Г. Юрьев Вып. 28 
            Я. Чеснов Вып. 29 
            М. Пронин Вып.34 
            М. Пронин Вып. 35 
         Статьи 
         Тезисы 
   Интернет-магазин 
Виртуалистика в жизни 
подписаться
отписаться


 Виртуальная жизнь > Новости-Обновления > 3-я Конфененция памяти Я.Чеснова-2019 > Словарные статьи > Психологическая ВР

Человек. Философско-энциклопедический словарь. – М.: Наука, 2000.- 516 с.

 

* * *

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ. Идея виртуальности признана во многих отраслях науки и практики: вычислительной технике, компьютерной технологии, эргономике, искусствоведении и т.д. Все более широкое признание она получает и в психологии.

В современной психологической науке произошел качественный скачок: от идеи моноонтологичности (унификации типов знаний) она перешла к признанию идеи полионтологичности (множественности и разнородности знаний). Последний подход подразумевает, что существует много несводимых друг к другу, т.е. онтологически самостоятельных, реальностей, например, бодрствование и сон, измененное состояние и обычное состояние сознания. Этот подход получил название “виртуалистика”.

Можно выделить следующие специфические свойства виртуальной реальности В.р.: порожденность, актуальность, автономность, интерактивность.

Порожденность. В.р. продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней. В этом смысле ее называют искусственной, сотворенной, порожденной. Последняя порождается психикой человека.

Актуальность. В.р. существует актуально, только “здесь и теперь”, только пока активна порождающая реальность.

Автономность. В.р. имеет свое время, пространство и законы существования. Для человека, находящегося в В.р. нет внеположного прошлого и будущего.

Интерактивность. В.р. может взаимодействовать со всеми др. реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них.

В отличие от виртуальной, порождающая реальность называется константной реальностью. Понятие “константный” и “виртуальный” относительны: В.р. 1 может породить В.р. следующего уровня (В.р. 2) став относительно нее константной реальностью (К.р. 2). Исходная К.р. 1 при этом сворачивается, становясь виртуальным элементом новой К.р. 2. Теоретически ограничений уровня реальностей не существует, но актуально функционируют только реальности посихологического уровня: одна константная и одна виртуальная.

Идея виртуальности предлагает принципиально новую парадигму мышления, в которой ухватывается сложность устройства мира, в отличие от ньютоновской идеи простоты, на которой зиждется современная европейская культура.

Психологическая виртуальная реальность есть отражение в самообразе характера актуализации образа. Сам образ, в отличие от образа (и близких ему феноменов - план, функциональный орган, когнитивная карта, паттерн, энграмма и т.д.), отражает в психике ее же текущие состояния. В самообразе, в отличие от образа самого себя, представлено не все содержание психики (мировоззрение, самооценка и т.д.), а только выполняемый акт деятельности, независимо от того, является ли этот акт внешним или чисто психическим. Самообраз - это табло, на котором отражено текущее состояние разворачивающегося образа. Если “образ” и близкие ему понятия вводились в психологический оборот для описания свойств психического отражения внешнего мира и психической регуляции деятельности, то понятие самообраза важно прежде всего с точки зрения отражения в психике состояний психических же образований и возможности тем самым регуляции психических процессов, т.е. психической саморегуляции. Ощущения характера протекания психических процессов в самообразе и есть виртуальные переживания, и эти переживания образуют В.р.

Если образ актуализируется привычным способом, то процесс актуализации не рефлексируется. Эти нерефлексируемые ощущения называются консуетальными (от лат. consuetus - нормальный, обычный). Если образ актуализируется непривычным способом, легче или труднее, чем обычно, то характер актуализации рефлексируется: возникает самоощущение, соответственно, легкости и приятности или трудности и неприятности. При этом человек может полностью переключиться на свои самоощущения: перейти в виртуал, который бывает двух видов: гратуал (от лат. gratus - привлекательный), при легкой актуализации образа, и ингратуал (от лат. ingratus - непривлекательный), при трудной актуализации.

Консуетал - это обычный ряд событий, переживаемых нами привычным образом. Консуеталы случаются постоянно, за исключением тех моментов, когда возникает виртуал. Консуетал - это такое же нормальное, естественное, нерефлексируемое состояние человека, как и ощущение давления атмосферного столба. Свойства консуетала хорошо иллюстрируются на примере такого явления как сновидение. Сон всегда видите вы сами, только со своей точки зрения и переживаете все происходящие в сновидении события. Сон нельзя посмотреть ни за кого другого. В сновидении вы всегда присутствуете, даже если видите себя мертвым. Вы не можете исчезнуть, прекратить свое существование, пока находитесь в В.р. И само сновидение существует, только пока вы спите.

Следует подчеркнуть, что консуетал - это не обязательно спокойное состояние. Консуетальным может быть любое посихическое состояние или переживание, каким бы сильным или важным самим по себе оно ни было. Дело не в интенсивности, а в том, что виртуал всегда переживается как выход за рамки обычной жизни. И все, что умещается в них, консуетально, даже если переживания ввергли человека в обморок

Консуетал играет важнейшую роль в психике. О его значении говорит хотя бы тот факт, что “сбои” в функционировании консуетала становятся причинами некоторых аномалий в поведении, в частности, т.н. феномена выполненности (человек абсолютно уверен, что совершил некоторое действие, тогда как он это действие не совершал). Феномен выполненности в свою очередь служит причиной многих операторских “ошибок пропуска”.

Виртуал, в отличие от всех других психических производных типа вооброажения, характеризуется тем, что человек воспринимает и переживает его не как порождение собственного ума, а как объективную реальность.

Необычную актуализацию образа можно представить как смену максштаба в сравнении с другими образами: укрупнение в гратуале и уменьшение в ингратуале. Появляется другой уровень психической реальности, в которой свой масштаб пространства и времени психических процессов и свои закономерности в сравнении с исходным уровнем. При следующем укрупнении масштаба развернутого образа или уменьшении масштаба свернутого образа осуществляется переход на более высокий или более низкий уровень В.р.

Первичные эпизодические переходы в реальность более высокого уровня переживаются человеком гратуально - как необычные, непривычные, экстатические события. Но после того, как человек достаточно хорошо овладевает этой реальностью, переживания, происходящие в ней, становятся консуетальными, сама реальность - константной, а гратуалы он переживает от переходов в новую, более высокую, реальность. В качестве примера можно привести процесс профессионального роста. Ингратуалы возникают при переходе в В.р. более низкого уровня, когда индивид вынужден осуществлять деятельность значительно более простую, чем та, на которую он способен.

Итак, формально В.р. есть отражение характера актуализации образа, а по содержанию тождественна содержанию образа. Поэтому В.р. может возникнуть на любом образе, каким бы элементарным он ни был, но будет переживаться как полноценная реальность.

В.р. включает в себя три типа событий: консуетал, гратуал и ингратуал. Последние два имеют родовое имя “виртуал”. Можно выделить восемь его свойств.

Непривыкаемость. Сколько бы раз данное событие не возникало, каждый раз оно переживается как необычное и непривычное.

Спонтанность. В своих описаниях никому не удается точно зафиксировать момент возникновения данного события. Нет временной границы довиртаульного и виртуального режима, как, впрочем, и нет грани виртуального и послевиртуального режима. Всегда идет речь о себе уже в новом режиме. Виртуал возникает неожиданно и ненамеренно, процесс не контролируется сознанием и не зависит от воли (намерений и желаний) человека. Другими словами, переход из консуетала в виртуал и обратно не фиксируется человеком - он либо “здесь”, либо уже “там”.

Фрагментарность. У человека, находящегося в виртуале, появляется ощущение какой-то отделенности частей его тела от себя него самого (в таком случае обычно говорят, что руки не слушаются или же, наоборот, руки все делают сами). Поскольку виртуал есть отражение лишь данной текущей деятельности, индивид описывает не всего себя целиком (напр., “я испугался”, “я обрадовался” и т.п.), а лишь те части самого себя, которые участвуют в выполнении данного акта (“жар в голове”, “руки опережают мысль” и т.п.), хотя само переживание захватывает человека целиком.

Объективность. О чем бы человек ни говорил - об изменениях деятельности, наплыве чувств, затемнении сознания и т.п., он говорит о себе не как об активном начале, от которого исходят эти события, мысли, действия, а как об объекте, которого охватывают мысли, переживания, действия. Рассказ идет о том, что происходит с человеком, о том, чему он оказывается подвластным.

Первые четыре признака характеризуют виртуал с внешней точки зрения - это признаки попадания в виртуал. Следующие четыре описывают его изнутри: как человек чувствует себя, находясь в виртуале.

Изменчивость статуса телесности*. Фактически виртуал есть обретение другой телесности. В результате реальность, в которой человек не действует, расширяется и переживается как весьма привлекательная, аттрактивная. В ингратуале человек замыкается на каком-то отдельном фрагменте собственной деятельности, переживая эту реальность как неприятную.

Измененность статуса сознания. В виртуале меняется характер функционирования сознания. В гратуале сфера деятельности человека расширяется - человек легко схватывает и перерабатывает весь необходимый объем информации. В ингратуале информация схватывается и перерабатывается с трудом. У человека, находящегося в гратуале, сохраняется предельная ясность сознания, обостряются способности к прогнозированию и т.п. В ингратуале - сознание сужается, темнеет; мышление становится при этом вязким, внимание - рассеянным и т.п.

Измененность статуса личности. В виртуале человек совсем иначе оценивает себя и свои возможности. В гратуале, при сверхэффективной и чрезвычайно легкой текущей деятельности, возникает ощущение, что человек может преодолеть все препятствия, свернуть горы. В ингратуале же, при очень трудно текущей деятельности, у индивида появляется чувство бессилия, ощущение подавленности.

Измененность статуса воли. В виртуале меняется роль воли. В гратуале деятельность совершается без волевых усилий со стороны человека, как бы самопроизвольно, кажется текущей сама собой. В ингратуале, наоборот, осуществление деятельности возможно только с помощью напряжения волевых усилий, деятельность “не идет”, “сопротивляется”, тело человека “не слушается” его и т.п.

В конкретном случае каждое из этих свойств может проявляться с различной степенью интенсивности. Для иллюстрации приведем рассказ известного спортсмена. “Есть для меня в хоккее нечто куда более ценное, чем слава, и не сравнимое ни с чем, - говорит хоккеист А. Якушев, - Боюсь только, что в пересказе оно, это нечто, будет выглядеть слишком приблизительно. Его надо пережить самому, чтобы почувствовать и понять до конца. Я жду его всегда и всегда надеюсь, что свидание состоится. А приходит оно всякий раз неожиданно, и миг его начала неуловим. Я мчусь по льду, и шайба на кончике моей клюшки. И нет ничего, кроме игры. И сама она, игра, и ее ритм, и шайба, и мое тело покорны моей воле. В этот миг я ощущаю себя не просто сильным - я всемогущ, неудержим, и нет для меня в мире ничего невозможного. “Остановись, мгновенье, ты прекрасно!” У каждого эти слова вызывают свои ассоциации, каждый живет ради своего мгновения. Я тоже. Оно уходит так же неожиданно и незаметно, как пришло. Но я знаю: оно возвратится снова”.

В этом самоотчете подмечены все восемь характеристик виртуала. Непривыкаемость - описываемое состояние всегда желаемо и ново. Спонтанность - состояние приходит и уходит само и незаметно. Объективность - нет эмоциональных оценок, речь идет о фактах: я мчусь, тело покорно и т.п. Фрагментарность - нет всеобщих утверждений, отмечаются только отдельные вещи: игра, ритм, шайба, клюшка. Измененность статуса воли - все покорно воле человека, от которого на самом деле и не требуется усилий, ибо все получается легко и просто. Измененность статуса телесности - возникновение специфических телесных ощущений: единства тела, клюшки и шайбы, которого нет в других обстоятельствах и которое не всегда возникает во время игры; это ощущение тождественно “чувству самолета” у летчика, когда он “сливается” с аппаратом в единое целое. Измененность статуса сознания - вся игра “схвачена” хоккеистом и покорна ему. Измененность статуса личности - возникает ощущение своего могущества: “Нет для меня ничего невозможного!” И в целом все это переживается как смена статуса реальности - “нечто куда более ценное, чем слава, и не сравнимое ни с чем”, “... мгновенье, ты прекрасно!”

 

Н.А. Носов

 

Носов Н.А. Психологическая виртуальная реальность //Человек. Философско-энциклопедический словарь. – М.: Наука, 2000.- С.292 – 296.

 

 



* «Изменчивость…» - так в словаре, правильно «измененность». (Прим. П.М.А.)

 

 

# # #

119992, Москва, Россия, Волхонка 14/1 строение 5, Центр Виртуалистики Института человека РАН



Разработано yans.ru